О временнóй лексике ульчского языка (время прочтения - 4 минуты)

Как вы думаете, что общего между английским словом «moon» и прилётом белоплечего орлана на реку Амур в феврале? На самом деле связь самая что ни на есть прямая.

календарь.jpg

Всё началось с того, что при работе над созданием сувенирно-подарочной продукции для музея НПГТ «Календарь ульчей 2019 год» было обращено внимание на следующее: ульчское слово «бē» имеет следующие значения: 1. Месяц как хронологический отрезок; 2. Месяц, луна. Такое же языковое явление встречается и в русском языке: слово «месяц» означает и месяц как период времяисчисления, и небесное светило – месяц, луна. Изучив этимологию английского слова «month», был выяснен следующий факт: от прагерманской формы «mænoth-», от которой в числе прочего произошли: др.-англ. «monað» и англ. «month» — «месяц», др.-сканд. «manaðr», ср.-нидерл. «manet», нидерл. «maand» и нем. «monat», готск. «menoþs» — то же. Связано с «mænon» - «луна, месяц». Здесь также прослеживается чёткая связь между словами «month» (месяц) и «moon» (луна, месяц). Такое языковое явление встречается во многих языках. С чем оно связано?

Это связано с тем, что хронологический месяц и его длительность напрямую зависят от лунного цикла, фаз луны. Смена фаз луны была самым легко наблюдаемым небесным явлением. Она то растёт на глазах и становится полным ярким диском, то убывает и полностью исчезает с небосклона. Эта её особенность стала причиной тому, что древние люди ориентировались во времени с помощью Луны. Кроме этого, люди со свойственной им наблюдательностью, отмечали не только изменения формы ночного светила, но и его влияние на здоровье, настроение, урожай. Например, растения, посаженные в дни растущей луны, вырастают крепкими и здоровыми, а, посаженные в другие дни, – нет. Одни лунные дни становились благоприятными для торговли и общения, другие дни приносили только неприятности. Также древние люди обращали внимание на то, что Луна влияет на поведение людей, животных. Эти наблюдения привели к созданию лунных календарей, помогающих в организации и планировании жизни.

Со временем из-за своих недостатков лунные календари были заменены на лунно-солнечные, а позже на солнечный Григорианский, которым мы пользуемся в настоящее время.

февраль.jpg

Календарь ульчей также был основан на лунных фазах. В нём месяц состоял из 29 или 30 суток (авун). Календарный лунный год состоял из 12 месяцев (бē). Ульчи, как орочи и удэгейцы, в течение месяца различали фазы Луны, что отражено в соответствующей лексике: дякпал бē – новолуние; алдан бē – промежуток между новолунием и полнолунием; куптэ бē – полнолуние. Большое внимание ульчи уделяли соблюдению и проведению различных обрядов в соответствии с лунными фазами. Многие обряды, например, свадебный, проводились на растущую луну для обеспечения успеха и процветания.

В календаре ульчей также фиксируются основные изменения в хозяйственной жизни и важнейшие для этой хозяйственной деятельности изменения в окружающей среде.

Год (анян) у ульчей делился на несколько сезонов: неӈне – весна, дюа – лето, боло – осень, туэ (тувэ) – зима. Времена года имели по нескольку промежуточных названий.

Намалдюву – наступать оттепели, дюадюву – наступать лету, силчи октулини – первый ход летней кеты, мэин – время осенью, когда заморозки сменяются потеплением, туэдюву – наступать зиме.

Названия дней обозначаются словами «первый», «второй» и т.д. Здесь проглядывается аналогия с названиями дней недели у славян: вторник – второй день, четверг – четвертый день. Но тут ещё и другое. Для названий дней недели используются порядковые числительные «умундума» - первый, «дюэлдумэ» - второй и т.д. Эти названия говорят о богатом и сложном языковом материале ульчского языка.

апрель.jpg

Большая часть названий является результатом фенологических наблюдений (наблюдения за изменениями природы). Февраль, март, апрель (соответственно гуси бēни – месяц орла, туа бēни – месяц грача, ху бēни – месяц подорлика) названы в честь прилета птиц.

Другие названия месяцев «дюлу сила бēни» (май – месяц ранних цветов), «хамуру сила бēни» (июнь – месяц поздних цветов), «гургэту бēни» (ноябрь – месяц снежных бабочек) и «сагди бēни» (декабрь – седой, старый месяц).

Ульчи в своем развитии имеют и общие черты с другими народами мира, и свои уникальные. Зафиксированных свидетельств о прошлом ульчей немного, но мы можем узнать больше об истории, характере, мировоззрении, хозяйственной деятельности через лексику, которая является точным отражением жизни ульчского этноса.

Автор Екатерина Ангина

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.